Рекламный баннер 990x90px ban1
92.71
103.47
Рекламный баннер 728x90px main1

15 марта — Всемирный день прав потребителей

15 марта — Всемирный день прав потребителей

Ежегодно 15 марта потребительское движение отмечает Всемирный день прав потребителей. Этот праздник средство повышения глобальной осведомленности о правах и потребностях потребителей. Проведение Дня дает шанс требовать, чтобы права всех потребителей уважались и защищались, а также протестовать против рыночных злоупотреблений и социальной несправедливости, подрывающих эти права.

Всемирный день прав потребителей празднуется во всем мире при поддержке Организации Объединенных Наций и других международных организаций. В течение 40 лет Международная организация потребителей проводит кампании на различные темы, призванные помочь мобилизовать усилия для решения насущных проблем потребителей.

В 2024 году тема Всемирного дня прав потребителей 2024 года Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей.

В последние годы искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей от профессиональной деятельности до развлечений, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики банкинга, ретейла, медицины и промышленности. В первую очередь распространено применение голосовых помощников, роботов ассистентов, чат-ботов. Чат-боты могут не отличать правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получить недостоверную информацию и сделать ошибочные выводы.

К тому же, нейросети оказывают влияние на развитие ключевых сфер экономики: банкинга, ретейла, медицины и промышленности. Использование искусственного интеллекта, в том числе чат-ботов, несет некоторую опасность. Например, результаты генерации могут быть неточными или даже недостоверными. Несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации и нарушение конфиденциальности. В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен. Однако, в рамках федерального проекта Искусственный интеллект и стратегия развития информационного общества на 2017-2030 гг. разработан кодекс этики искусственного интеллекта.

Во Всемирный день прав потребителей предстоит глобальный разговор о справедливом и ответственном искусственном интеллекте для потребителей. Кампания нацелена на диалог потребительского движения с лидерами отрасли и правительствами. Огромное внимание будет уделено повышению уровня знаний людей об использовании генеративных чат-ботов с искусственным интеллектом, используемых в поиске в Интернете, росту вовлеченности потребителей и нивелированию рисков для них.

В эпоху генеративного ИИ с каждым днем все сильнее звучат аргументы в пользу его прозрачности и информированности потребителей. Рынок становится все более концентрированным: владение данными и моделями сосредотачивается в руках нескольких компаний. Зарождается угроза конкуренции и, следовательно, соблюдению требований антимонопольного законодательства. Отсутствие выбора лишает потребителей права на него.

Прогноз Международной организации потребителей: генеративный ИИ изменит большую часть нашей жизни, распространившись на законы, нормы и ценности, что повысит важность прозрачности. Это означает, что традиционную защиту потребителей необходимо переосмыслить, чтобы идти в ногу со временем.

В Руководящих принципах Организации Объединенный Наций по защите прав потребителей подчеркивается важность прозрачности в контексте предоставления людям информации, требующейся им для осознанного выбора. Речь идет и о предоставлении властям возможности устанавливать правила и обеспечивать их соблюдение.

Работа по повышению прозрачности в сфере искусственного интеллекта уже началась. Гарантировать людям, что они станут истинными бенефициарами (владельцами) этой новой



технологии, можно, обеспечив эффективную защиту потребителей на трех ключевых этапах: строительстве, распространении и ответственности.

Строительство. Согласно обзору Федеральной торговой комиссии США, потребители серьезно обеспокоены тем, как создается ИИ и как интегрируются данные. Людей волнует, законно ли собирается информация для обучения модели ИИ, этичен ли человеческий труд, ответственно ли используются экологические ресурсы. Таким образом, деятельность разработчиков в создании инструмента, которым будут пользоваться потребители, должна быть такой же прозрачной, как и маркировка продовольственных и промышленных товаров, помогающая людям понять, что входит в их состав, и безопасен ли он для их жизни и здоровья.

Распространение. После того, как модель ИИ создана, ее необходимо направить на удовлетворение интересов потребителя. Ключевым спором в этом аспекте является разработка с открытым или закрытым исходным кодом. В открытых моделях исходный код приложения открыт для общего пользования, тогда как закрытая модель остается частной и проприетарной (несвободной). Существуют аргументы в пользу каждого подхода, следовательно, обществу доступны разные инструменты. Однако нужно знать, как повлияет появление новой модели ИИ, чтобы должным образом защитить потребителей. Не скрыли ли разработчики и пользователи продуктов риски, связанные с их использованием, предоставлена ли возможность исследователям и правоохранительным органам получать сведения по запросу, существуют ли правила использования кода на эти и другие вопросы мы как потребители имеем право получить ответы.

Огромный вред, который может нанести технология, описан Норвежским советом потребителей. В качестве примера приведен факт создания сексуальных образов без согласия людей. Значит, ИИ может открыть новую эру фейков и дезинформации, предоставить злоумышленникам широкое поле для мошенничества. Также использование технологии может затруднить разоблачение киберобмана - как показывают исследования, люди могут идентифицировать контент, созданный ИИ, только в половине случаев.

В Глобальном заявлении о прекращении онлайн-мошенничества Международная организация потребителей призвала правительства обеспечить адекватную защиту от подобных действий на технологических платформах. Разработчики систем искусственного интеллекта должны признать наличие потенциального вреда и сообщать обществу все, что им о нем известно.

Ответственность. Если система ИИ создает проблему для человека, то необходимо установить четкие границы подотчетности и обращения за помощью к разработчикам, правительствам и гражданскому обществу. Это включает в себя право на возмещение ущерба и право на интеллектуальную собственность. Должны быть средства правовой защиты пострадавших от дискриминации и способы обжалования, испарения решений, принятых алгоритмами ИИ, например, в кредитовании, страховании, здравоохранении или найме.

ИИ обладает силой, способной принести пользу и качественно улучшить нашу жизнь. Но темпы изменений и отсутствие регулирования требуют активной разработки политики в области защиты прав потребителей. Мы все хотим использовать технологии и, если будем делать это ответственно, генеративный ИИ предоставит широкие преимущества с минимальными рисками. Настало время поставить потребителей на первое место! заявляет Международная организация потребителей.

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3